«Наша страна с 17 миллионами квадратных километров не может жить без малой авиации...»
Олег Смирнов
Россия последовательно реализует путь создания контролируемой цифровой экосистемы с национальным мессенджером в ее центре. Об этом в беседе со «Свободной Прессой» заявил директор Управления веб-разработки университета «Синергия» Артем Аксянов.
По его словам, стратегия строится на комплексном административном внедрении. Так, с сентября 2025 года MAX стал обязателен для предустановки на все новые гаджеты в РФ. Мессенджер глубоко интегрирован с порталом «Госуслуги» для взаимодействия с государством, а его аудитория жестко очерчена через привязку регистрации к номерам телефонов из России и ряда стран СНГ, что обеспечивает почти стопроцентную идентификацию пользователей.
Как отмечал председатель комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский, этот путь ведет к плавному замещению иностранных мессенджеров, чья работа в РФ становится все менее стабильной.
«Ключевым компромиссом модели, согласно техническому анализу, является обмен на гарантированную доступность и интеграцию сервисов потенциального уровня приватности, характерного для платформ со сквозным шифрованием, и свободы рыночного выбора. Процесс полного перехода, судя по темпам роста аудитории и усилению административных мер, может занять 2−3 года, но ключевые государственные коммуникации уже сегодня сосредоточены исключительно в этой экосистеме», — пояснил собеседник издания.
Среди плюсов этого пути Аксянов выделил:
— цифровой суверенитет и контроль: данные хранятся на российских серверах, снижая риски внешнего давления.
— Юридическая значимость: переписка с госорганами имеет официальный статус, упрощая документооборот.
— Гарантированная доступность: MAX позиционируется как доступный сервис в условиях блокировок.
— Экономия трафика: крупные операторы обнулили тарификацию трафика для MAX.
— Развитие экосистемы: стимулирует рост отечественных IT-решений и интеграций.
При этом эксперт указал и, по его мнению, минусы. В частности, отсутствие сквозного шифрования.
«В MAX, в отличие от других мессенджеров, эта технология пока не используется. Это означает, что в теории переписка, не защищенная дополнительными средствами, может быть доступна администрации платформы и, при наличии законных оснований, правоохранительным органам. Также существует риск тотального контроля и цензуры: система может отслеживать соцграфы и мгновенно выявлять „запрещенный“ контент, создавая риск преследования», — уточнил преподаватель.
Что касается стратегия в целом, то она реализуется последовательно и быстро. Ее главный плюс — создание контролируемой цифровой среды с гарантированной доступностью. Главный минус — компромисс между контролем и приватностью, заключил Аксянов.
Ранее он объяснял, как относиться к статистике MAX о пользователях и суточном охвате.